06.04.2018  С.Чупшева: в 2017 году в 39 регионах заключены соглашения ГЧП

   5 апреля под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, сообщает Kremlin.ru.
   Участники заседания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
   Руководитель АСИ С.Чупшева сообщила участникам Госсовета, что "в 2015 году в рамках национальной предпринимательской инициативы именно рабочая группа Агентства стратегических инициатив была разработчиком регионального стандарта по конкуренции. Формулировали её также представители бизнеса, эксперты, работающие на различных рынках. Задачей стандарта на региональном уровне должно было стать развитие конкуренции на региональных рынках и, безусловно, снижение нагрузки для региональных бюджетов.
   Что мы видим в результате мониторинга за три года? Безусловно, достигнуть таких масштабных каких‑то результатов, может быть, не удалось, но опять же мы видим, где внедрение стандарта носит неформальный подход, где действительно губернатор это видит приоритетом своей работы.
   Приведу несколько примеров. Рынки социальной сферы, наверное, наиболее сложные с точки зрения привлечения частных инвестиций негосударственного сектора.
   В сфере дошкольного образования в целом по стране у нас всего два процента доля частных детских садов в общем объёме. Регионы, которые на это, наверное, более внимательно обращают внимание, стимулируют вход на этот рынок негосударственных компаний.
   Самарская область – там доля частного сектора 13 процентов, Пермский край – 8 процентов, Томская область – 6 процентов.
   В этой сфере также внедряется система сертификатов, то есть внедряются новые механизмы финансирования социальных проектов. Государственно-частные проекты прочно зарекомендовали себя как эффективный инструмент в вопросе развития частной инициативы.
   К примеру, в течение 2017 года в 39 регионах заключены соглашения государственно-частного партнёрства. Благодаря привлечению негосударственного сектора по дошкольному образованию Ханты-Мансийскому автономному округу за прошлый год удалось сэкономить 1 миллиард региональных бюджетных средств.
   Отдельное требование стандарта посвящено оптимизации деятельности субъектов естественных монополий. В Республике Татарстан и в Республике Башкортостан в рамках деятельности межотраслевых советов потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий внедрён механизм технологического и ценового аудита, инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.
   Всего по результатам проведения такого аудита инвестиционных проектов в 2017 году в Республике Татарстан экономия составила более 232 миллионов рублей, что составляет 34 процента от общей стоимости попавших под аудит инвестиционных проектов. В Республике Башкортостан применение этого же механизма позволило сэкономить 138 миллионов рублей и снизить тарифы на технологическое подключение к электросетям до 53 процентов. А в Воронежской области создана одна из лучших интерактивных карт по подключению к электрическим сетям. Таким образом, региональный стандарт развития конкуренции работает у тех, кто работает.
   Владимир Владимирович, хотела бы, может быть, предложить опять, наверное, в продолжение того мониторинга за ходом внедрения стандарта. Сегодня регионы самостоятельно проводят опросы предпринимательских сообществ, которые оценивают эффективность тех мер, которые регионы реализуют, с точки зрения допуска и повышения конкурентоспособности на этих рынках.
   Может быть, по аналогии с национальным рейтингом, там, где всё‑таки эту оценку дают сами четыре крупных деловых объединения, такую же систему мониторинга в части стандарта по конкуренции так же применять. То есть, чтобы не регионы свои оценки представляли в ФАС и в Минэкономразвития, а непосредственно деловые объединения говорили, как на уровне муниципалитетов, на уровне регионов соблюдать требования этого стандарта. Я считаю, что здесь от формального подхода мы сможем отойти. И, наверное, регионы более внимательно будут относиться к этой работе.
   Также сложность именно для социального сектора – в тарифах. То есть регион может создавать и открывать эти рынки для частного негосударственного сектора, но тарифы, об этом уже тоже коллеги говорили, разнятся в несколько раз. Например, на социальную услугу, на покупку лекарств в Москве тариф 250 рублей. В других регионах он может быть в десять раз меньше. И безусловно, ни НКО, ни частный оператор не придёт на этот рынок. И здесь у нас есть уже примеры, разработанные совместно с Министерством экономического развития, Министерством труда, Министерством здравоохранения, по внедрению новых механизмов финансирования таких социальных проектов.
   Это инфраструктурная ипотека, это и сертификаты, о которых я уже говорила, и всевозможные компенсационные форматы, которые успешно работают уже в ряде регионов. И мы считаем, что такие механизмы необходимо внедрять уже повсеместно, во всех субъектах Российской Федерации. Поэтому тоже предлагаю эти лучшие практики в рамках стандарта развития конкуренции внедрять в субъектах Российской Федерации.
   Владимир Владимирович, если позволите, ещё предложение. У нас в прошлом году был утверждён Вами Указ «Об утверждении ключевых показателей эффективности губернаторов». И, может быть, также оценку внедрения стандарта деловыми объединениями включить одним из показателей деятельности губернаторов. Я думаю, что это было бы тоже эффективно", - сказала С.Чупшева.
   ИА "Альянс Медиа"